Утраченные реликвии нового иерусалима

Подмосковные музеи понесли в годы Великой Отечественной войны огромный ущерб. Наиболее серьезные утраты ждали коллекции музеев, расположенных в местах прохождения линии фронта. Сотрудники музеев прилагали героические усилия по эвакуации экспонатов. Несмотря на это, ряд музеев Московской области постигло разорение и уничтожение.

Самой крупной потерей стало разрушение ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и гибель находившегося в его стенах крупнейшего музея Московского области. В последние годы проблема утрат культурных ценностей привлекает все больше внимания. С 1999-го года начал издаваться Сводный каталог культурных ценностей России, похищенных и утраченных в годы Второй мировой войны. В книгах, уже вышедших в свет, речь шла об экспонатах крупных музеев, оказавшихся на оккупированной территории. "Новый Иерусалим" стал первым из подмосковных музеев, принявших участие в этой программе. Собранные материалы вошли в 12-й том "Сводного каталога" и изданы двумя книгами. Их презентации была посвящена пресс-конференция, прошедшая 6 марта в Федеральном Агентстве по культуре и кинематографии.

 

На пресс-конференции выступили руководитель Роскультуры М.Е. Швыдкой, заместитель министра культуры Московской области С.А. Анохина, главный редактор Сводного каталога Н.И. Никандров, мэр города Истры Ю.В. Савельев и директор музея "Новый Иерусалим" Н.А. Абакумова. Все выступавшие говорили об уникальности и важности проделанной работы. «Мы в какой-то мере подвели конкретный итог ущерба, который был причинен собранию музея... Мы проделали очень большую поисковую работу, собрали весь доступный на сегодняшний день материал и, во всяком случае, можем в какой-то мере реконструировать те собрания, которые были в довоенном музее", - отметила Н.А. Абакумова.

Вывоз музейного имущества проводился одновременно с эвакуацией местных фабрик и населения, поэтому музеи долгое время не мог "выбить" транспорт. Исключение составили экспонаты спецфонда - предметы из золота, серебра, других драгоценных металлов, ювелирные изделия, уникальные произведения древнерусского прикладного искусства, личные вещи патриарха Никона. Они в первую очередь были отправлены в Москву.

Часть экспонатов, находившихся в экспозиции, была упакована в сорок ящиков и ожидала вывоза. Обстановка на фронте складывалась крайне неблагоприятно, ожесточенные бои шли рядом с Истрой, дальнобойная артиллерия обстреливала станцию Новоиерусалимская. Только к вечеру 4 ноября музейщикам удалось получить два грузовика, и ночью часть ящиков была доставлена на станцию и погружена в вагон. Этот состав был последним, проследовавшим в Москву от станции Истра. Далее музейная коллекция частично была отправлена в Алма-Ату. Теперь эвакуированные ценности составляют основу музейной коллекции.

Экспонаты, которые невозможно было вывезти, сотрудники музея спрятали в тайниках на территории монастыря. Два тайника были оборудованы в Воскресенском соборе. В первом спрятали книги и рукописи, картотеку и инвентарные описи, во втором - церковную утварь, иконы, Евангелия, образцы русских и западных тканей, фарфор, часы, скульптуру. Чтобы замаскировать второй тайник, проем заложили кирпичом и закрасили под цвет стен. Мокрые кирпичи, дабы не вызвать подозрений, носили в собор в чемоданах, а прежде чем употребить их в кладку, просушивали на печи. Но полностью скрыть все оставшиеся фонды сотрудники были не в состоянии, тем более понятие "музейные ценности" отождествлялись у руководства, скорее, с ценностями материальными "Кроме указанных... имеется масса вещей, конечно, не имеющих материальной ценности но как исторические они представляют некоторую ценность фарфор до 2000 предметов, металл до 150 предметов, картины до 1000 предметов, мебель до 5000 предметов и прочее".

Эти многочисленные предметы так и не удалось спрятать. Сотрудники, пережившие оккупацию, свидетельствовали:" ... Музей подвергается безудержному грабежу. Мебель XIX века ломается, сжигается. Картины, гравюры, фарфор, зеркала нагружаются в машины и увозятся, что нельзя увезти... бьется, ломается, выбрасывается во двор". 10 декабря 1941 года саперы дивизии СС «Рейх» при отступлении взорвали уникальный памятник истории - Новоиерусалимский монастырь. На Нюрнбергском процессе этот варварский акт фигурировал в списке обвинений, предъявленных вождям третьего рейха. В этот счет вошли и утраты нашего музея. При взрыве погибли не только коллекции, но и часть архивов музея. Теперь отсутствие документации сильно затрудняет работу по учету нанесенного музею ущерба. Многие же сохранившиеся документы, к сожалению, страдают неточностью. Поэтому в книги, посвященные Новому Иерусалиму, вошли только те предметы, принадлежность которых музею можно доказать. Перечень потерь столь велик что не уместился в две книги. Сейчас готовятся к изданию третья и четвертая.

В послевоенное время в ходе составления первоначальных перечней утрат и поисков похищенного часть награбленных культурных ценностей советского   происхождения была обнаружена и возвращена из Европы. Теперь на основании Каталога утраченных ценностей можно будет создать юридические документы и вести поиск экспонатов по европейским музеям и частным коллекциям, предъявить свои права.


Дата публикации:  2007-04-27 14:21:01
Источник:  газета "Истра сегодня"

Возврат к списку


© 2006—2024 Development and support by Central computation office of the Ministry of Cultural Affairs of the Russian Federation