Проблема послевоенного возвращения в СССР вывезенных нацистами произведений искусства и книжных коллекций сложна и запутана. Это вызвано рядом обстоятельств и одним из важнейших является положение с документальными источниками, рассредоточенными по различным архивам России и бывших республик Советского Союза, пострадавших от фашистской оккупации.

Реституция культурных ценностей в СССР в 40-е годы осуществлялась на правовой основе (совместных соглашений союзных держав - победителей, принятых на Международных конференциях в Ялте и Потсдаме, а также документов утвержденных верховным союзным органом в поверженной Германии - Контрольным советом).

В кратком сообщении остановимся лишь на участи тех художественных и исторических предметов, книг переданных советским властям американской военной администрацией, которые вернулись на одну из баз распределения - Центральное хранилище музейных фондов ленинградских пригородных дворцов. Несмотря на то, что хранилище создавалось в годы войны для сбережения культурного достояния царских дворцов-музеев, туда поступали и собрания разных музеев и библиотек России, Украины, Белоруссии, Латвии. Потом они рассылались в их музеи и библиотеки, понесшие большие потери.

Директором Центрального хранилища был назначен известный искусствовед Кучумов Анатолий Михайлович. С 1945 г. после реэвакуации из Новосибирска перебазированных туда сокровищ пригородных музеев Ленинграда, Центральное хранилище находилось в г.Пушкин (Царское Село). Позже было перемещено в г.Павловск.

В декабре 1946 г. из поступивших в хранилище из Государственного книжного фонда, ранее возвращенных из отдела реституции Управления репараций и поставок СВАГ 587 ящиков книг, было взято на учет 32 539 музейных книг, принадлежащих пригородным дворцам-музеям Ленинграда. Передано библиотекам Воронежа, Киева, Смоленска, Новгорода, Риги 327 ящиков с книгами из библиотек. Всего за 1946 г. в хранилище поступило 5 вагонов книг, вывезенных агрессором за время войны.

В Центральном хранилище в 1946 г. находилось 200 тысяч предметов музейного значения, являвшихся собственностью не только императорских дворцов.

В 1947 г. А.М.Кучумов был командирован в Берлин. В качестве эксперта он работал на складе "Дерута", куда прибыли грузы с музейными экспонатами, книгами, переданными из американской зоны органам Советской военной администрации в Германии. В ноябре 1947 г. А.М.Кучумов и другие советские специалисты присутствовали при передаче этого имущества (2391 ящик) Уполномоченному Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совмине РСФСР Д.Б.Марчукову. Они признали невозможным производить инвентаризационную опись культурно- художественных ценностей, содержащихся в указанных ящиках и определяемых в сотнях тысяч книг. Было принято решение осуществить передачу в соответствии с поящичной описью, представленной Отделом реституции Управления репараций и поставок СВАГ.

В ноябре 1947 г. сформированные части эшелона из 18 закрытых и 1 открытого вагона с монументальными парковыми скульптурами "Геркулес" и "Флора" в сопровождении лиц, уполномоченных правительствами России, Украины и Белоруссии, были направлены в г.Пушкин - 4 закрытых и 1 открытый вагон, в Новгород - 4 вагона, в Киев - 8 вагонов и в Минск - 2 вагона.

В Центральном хранилище в начале декабря 1947 г. специально созданная комиссия вскрыла 275 ящиков, принятых в Берлине и доставленных в г.Пушкин А.М.Кучумовым. (Акт М 692 от 9 декабря 1947 г.). Это было сделано с целью проверки вещей, их оценки, составления описи на все ящики, и подготовки экспонатов для передачи на прежние места.

В обобщенной справке называлось количество поступивших по акту предметов (по штукам или ящикам) - 18 наименований (картины, мебель, скульптуры, изделия из металла и др.), их стоимость. В примечании указывалась неудовлетворительная сохранность части вещей.

Среди ценностей, возвращенных из Германии, и в последующие годы переданных из хранилища, находились экспонаты следующих музеев: Новгородского областного - 10 ящиков (иконы, деревянная скульптура, изделия из металла); Псковского областного - 300 предметов (иконы, картины, гравюры); Киевских музеев (250 картин); Академии наук Украины - 8 ящиков (книги, негативы, археологические находки); Ростовского музея - 40 картин, музеев Крыма, в т.ч. Керченского археологического - 30 ящиков археологических находок; Белорусского государственного музея - 30 картин; Карадагской научной станции - 2 ящика книг; Екатерининского дворца - музея - паркет в упаковке зеркального кабинета Екатерины 11 (29 ящиков), изразцы голландских печей (39 ящиков) и др.

В архивах сохранилась часть актов передачи ценностей культурным и научным учреждениям России, Украины, Белоруссии (без списков, за исключением попредметно-инвентаризационной описи полученного имущества Новгородского музея, включающей 1089 предметов), а также отчеты Дирекции Центрального хранилища в Комитет по делам культурно- просветительных учреждений и Комитет по делам искусства о распределении музейной собственности, доставленной из Берлина в декабре 1947 г. Поиски списков велись автором в разных фондах и в разных федеративных и ведомственных архивах. Получателями груза из Центрального хранилища кроме вышеназванных музеев России были дворцы-музеи: Павловский, Гатчинский, Александровский, Петергофский, Артиллерийский исторический музей (Ленинград), Центральный Военно-морской музей, Смоленский краеведческий музей, Таганрогский музей.

В Государственный Русский музей (Ленинград) вернулась часть коллекции передвижной выставки 1940-1941 гг. "Основные этапы развития русской живописи", вывезенная штабом А.Розенберга из г.Алупка (Крым).

По документам Центрального хранилища музейных фондов удалось установить передачи возвращенных из Германии культурно-художественных ценностей 20 музеям (в т.ч. 13 российским; 5 украинским (Киевскому, Полтавскому краеведческому, Керченскому археологическому, Феодосийскому, музею Таврии); 2 белорусским (Историческому музею Белоруссии, Государственной картинной галерее Белоруссии); а также 5 библиотекам (Новгородской, Воронежской, Смоленской, Киевской, Рижской)) и 2 научным учреждениям (Академии наук Украины, Карадагской научной станции).

В 1947-1948 гг. при распределении и отправке в разные регионы поступивших в процессе реституции ценностей попредметные списки составлялись не всегда в связи с малочисленностью сотрудников хранилища и отсутствием ряда специалистов, например, археологов. При вскрытии прибывших ящиков выявлялся лишь общий характер упакованных вещей и их принадлежность прежним владельцам.

В отчете же Центрального хранилища за 1950 г. указывалось, что списки художественных произведений, прибывших из Германии и переданных музеям СССР - ленинградским пригородным дворцам-музеям 989 предметов и 3119$.книг, другим музеям - 1179 предметов, составлены и отправлены в Москву в адрес Комитета по делам искусств (объем 111 страниц). Описи не обнаружены до настоящего времени.

По ряду причин ценности не всегда попадали на места их происхождения. Так случилось числящимися утраченными псковскими иконами, оказавшимися после возвращения в других музеях. Не ясна картина с перемещенной собственностью Ростовского музея. Не по назначению попала часть найденных в американской зоне произведений живописи Русского музея (7 из них вновь оказались в Крыму). По объяснению А.М.Кучумова, затребованному высшими инстанциями, очевидно, живописные полотна Русского музея поступили из Берлина в ящиках с археологическими коллекциями крымских музеев, которые за отсутствием специалистов, не подвергались разборке и детальной проверке. На сегодняшний день из 183 экспонатов передвижной выставки 54 вернулись на постоянное хранение в фонды Русского музея. Поиск остальных продолжается.

Среди грузов, прибывших в процессе реституции в Центральное хранилище и переданных Артиллерийскому историческому музею в Ленинграде, было обнаружено значительное количество акварелей и картин Гатчинского дворца-музея, что было зафиксировано актом от 7 декабря 1947 г.

Передача культурных ценностей музеям проходила непросто, о чем свидетельствуют письма Дирекции хранилища в регионы, в т.ч. в Крым, Киев, Ростов на Дону, Псков с просьбой прислать представителей за получением найденных экспонатов и неоднократные напоминания.

Приведем лишь один документ:

КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Дирекция Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов вторично просит срочно выслать представителя за получением музейных ценностей, принадлежащих КИЕВСКИМ музеям, возвращенных из Германии и находящихся в Центральном хранилище музейных фондов в г. Пушкин, Ленинградской области.
В случае неполучения Вами указанного музейного имущества до 10/IV-48 г, дирекция Центрального хранилища передаст музейное имущество в распоряжение Государственного музейного фонда.
 Представителя снабдите доверенностью и деньгами для оплаты работ по упаковке, погрузке и перевозке грузов.

Директор Центрального хранилища/КУЧУМОВ/
1/IV-1948 гВерно: подпись

Украинские и белорусские учреждения культуры в то тяжелое время обремененные другими послевоенными проблемами, не имея денежных и транспортных средств, не спешили получать указанные грузы. Поэтому современные упреки украинской стороны в том, что Россия оставляла у себя их имущество, умышленно не отдавала произведения искусства, не совсем справедливы.

В 195б г. произошло слияние Центрального хранилища музейных фондов с дворцом-музеем Павловска, что нарушило порядок учета. Часть фонда Центрального хранилища была законсервирована и передана в ведомственный архив Павловского дворца-музея. Более детальное исследование документов фонда Центрального хранилища, а также личного фонда его директора - известного искателя А.М.Кучумова будет способствовать изучению вопросов реституции, проблемы незаконного присвоения культурного достояния, методов идентификации.

Маргарита Зинич

Реклама Google

Карты Таро́ — система символов, колода из 78 карт. Из множества теорий о происхождении карт Таро ни одна не дает точного ответа, где и когда они появились впервые. Таро

Аюрведический эликсир молодости проверенный веками!
Чаванпраш— это один из наиболее известных древних целебных препаратов, благотворное действие которого подтверждено многотысячелетней историей. Чаванпраш рекомендован в качестве средства для профилактики и комплексного лечения. Чаванпраш стимулирует иммунную систему организма. Чаванпраш


Автор:  ЗИНИЧ М.С.
Статус (кем работает или откуда):  Институт Российской истории РАН, Москва, Россия

Возврат к списку


© 2006—2024 Development and support by Central computation office of the Ministry of Cultural Affairs of the Russian Federation